Блог адвоката Тарасова Максима
Авторские публикации

Провокация и подстрекательство к дачи взятки

Провокация и подстрекательство к дачи взятки
В силу ст. 89 УПК РФ в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, т.е. относимости, допустимости и достоверности.
Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, являются задачами оперативно-розыскной деятельности (ст. 2). Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных указанным Федеральным законом. Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация) (ст. 5). Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, являются основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий (п. 1 ч. 2 ст. 7). Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 8). Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших (ст. 11).
В п. 36.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» указано, что результаты оперативно-розыскного мероприятия могут использоваться в доказывании по уголовному делу о коррупционном преступлении, если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на получение или дачу взятки либо предмета коммерческого подкупа, а равно на совершение посреднических действий, который сформировался независимо от деятельности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим для оценки доказательств, полученных в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, суду независимо от признания подсудимым своей вины необходимо проверять законность и обоснованность проведения каждого такого оперативно-розыскного мероприятия.
С учетом изложенного, провокация исключается, если оперативно-розыскное мероприятие преследует цель решения задач оперативно-розыскной деятельности, проводится при наличии законных оснований, умысел объекта оперативно-розыскного мероприятия должен сформироваться независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений или лиц, оказывающих им содействие в проведении оперативно-розыскного мероприятия.
Отсутствие достаточных и достоверных доказательствах того, что до проведения оперативного эксперимента у органа, проводившего оперативно-розыскное мероприятие, были основания подозревать лицо в дачи взяток также свидетельствует о провокации.
Также стоит отметить, что отсутствие сведений о том, что на момент принятия решений о проведении в отношении лица оперативного эксперимента оперативные сотрудники располагали сведениями о конкретных, фактических обстоятельствах, подтверждающих обоснованность подозрения лица в дачи взяток, и свидетельствующих о том, что преступные действия были бы совершены лицом и без их вмешательства также свидетельствует о незаконности и необоснованности проведения ОРМ.
Следовательно при таких обстоятельствах невозможно привлечь лицо к уголовной ответственности ввиду нарушений норм законодательства при проведении оперативно-розыскного мероприятия, результаты которого явились основанием для возбуждения данного уголовного дела и были использованы органами следствия при доказывании виновности лица.
Данная статья является личным рассуждением автора, исходя из собственной практики по аналогичным делам.