Блог адвоката Тарасова Максима
Авторские публикации

Привлечение к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ

Привлечение к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ.
В данной статье хотелось бы отметить существенные требования закона для привлечения лица к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ.
Согласно п. 5 приказа Минздрава России от 18.12.2015 № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) медицинское освидетельствование проводится в отношении:
— лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, — на основании направления должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
— лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, — на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Пунктом 6 данного Приказа установлены критерии, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы и шаткость походки; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.
В случае если лицо было доставлено в отдел полиции как лицо, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления, то направление на медицинское освидетельствование должно было быть составлено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. 
В силу требований закона ни дознаватель, ни оперуполномоченный не являются должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, следовательно процессуальные документы от имени дознавателя и оперуполномоченного о направлении на медицинское освидетельствование лица будут составлены в нарушение требований закона и как следствие будут являться недопустимыми доказательствами. 
Если лицо было доставлено в отдел полиции как лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, — на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
При ссылке должностных лиц при составлении направления на ст. 44 ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» согласно которой лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование, стоит учесть, что медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Для направления лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на медицинское освидетельствование судьи, следователи, органы дознания выносят постановление.
При этом, данная статья закона корреспондирует на приказ Минздрава России от 18.12.2015 № 933н, которым установлен порядок медицинского освидетельствования и основания для него.
Согласно п. 2.1 приказа Минздрава России от 18.12.2015 № 933н медицинское освидетельствование участников уголовного судопроизводства производится с учетом особенностей, установленных статьями 179 и 180 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Часто допускаются нарушения п. 6 приказа Минздрава России от 18.12.2015 № 933н при составлении процессуальных документов — направлении и протоколе о направлении не указываются критерии при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В случае нарушения указанных требований закона должностными лицами полиции, дело об административном правонарушении по ст. 6.9 КоАП РФ подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.