На практике возникает следующая проблема. Адвокат, сам подозреваемый или обвиняемый заявляют следователю, дознавателю либо начальнику СИЗО ходатайство о медицинском освидетельствовании на предмет установления наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего содержанию под стражей, с приложением всех необходимых медицинских документов. В ответ поступает постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. В моей адвокатской практике, например, встречались такие формулировки отказов: «Не представлены медицинские документы, подтверждающие стационарное лечение», «Отсутствуют основания для направления на медицинское освидетельствование», «Указанное заболевание не входит в перечень, установленный законом» и т.д.
Резонный вопрос – что делать дальше? Следует обратить внимание на требования Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 (далее – Правила).
Согласно п. 3 Правил следователь рассматривает заявление или ходатайство с прилагаемыми медицинскими документами и принимает решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медосвидетельствование либо выносит постановление о мотивированном отказе при отсутствии медицинских документов.
Таким образом, постановлением предусмотрено единственное основание для отказа в медицинском освидетельствовании – отсутствие медицинских документов. Освидетельствование проводится в порядке, установленном постановлением, комиссией из квалифицированных врачей.
Иной порядок проведения освидетельствования, помимо установленного Правилами, законодательством не предусмотрен. Никакие справки сотрудников СИЗО не могут подменять собой врачебную комиссию, которая по результатам освидетельствования составляет полноценное заключение в соответствии с установленной формой.
При рассмотрении заявления о медицинском освидетельствовании следователь не уполномочен принимать к сведению мнение специалистов медицинской части места содержания под стражей и делать предварительные выводы о наличии или отсутствии у заявителя заболеваний, включенных в соответствующий перечень, поскольку разрешение данного вопроса возможно только в ходе медосвидетельствования уполномоченным учреждением здравоохранения. Оценку медицинских документов и заболеваний также должен давать не следователь, а соответствующая медкомиссия в ходе освидетельствования следственно-арестованного.
Отказ от направления на медосвидетельствование по мотиву несогласия с наличием заболевания, без медицинского обследования, на мой взгляд, не может быть признан обоснованным и правомерным. В связи с этим полагаю, что единственный законный способ добиться медицинского освидетельствования подзащитного – жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ либо административный иск в рамках КАС РФ.
В частности, в моей адвокатской практике я обжаловал в порядке ст. 125 УПК отказ следователя СК и в рамках административного судопроизводства – отказ начальника СИЗО в медицинском освидетельствовании обвиняемого. В обоих случаях суд встал на сторону обвиняемого и признал отказ незаконным, обязав следователя и начальника СИЗО устранить допущенные нарушения.
Но здесь возникает другая проблема: это должно быть действительно медицинское освидетельствование, которое проводится в государственном медицинском учреждении. По факту освидетельствование сводится к формальному осмотру обвиняемого и просмотру медицинских документов, представленных следователем или сотрудниками СИЗО. В результате обвиняемый получает заключение об отсутствии заболевания, препятствующего содержанию под стражей, и начинается «новая волна» обжалования – теперь уже формальных действий медицинских работников. В итоге (в среднем примерно полгода спустя) защитник и обвиняемый возвращаются к тому, с чего начали. То есть, с одной стороны, в наличие медицинское заключение, формально соответствующее требованиям закона, а с другой, обвиняемый продолжает содержаться под стражей, поскольку освидетельствование проведено только на бумаге.
На мой взгляд, Правила не до конца проработаны в плане конкретного алгоритма действий с момента заявления ходатайства до направления обвиняемого на медосвидетельствование, поскольку следователь и начальник СИЗО трактуют основания для освидетельствования исключительно с субъективной точки зрения.