Возможно ли установить место жительство ребенка с отцом?

Место жительство ребенка с отцом — миф или реальность?

В силу пункта 2 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 65 СК РФ при отсутствии соглашения между родителями по вопросу определения места жительства детей при раздельном проживании родителей данный спор разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Согласно  п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во  всех  действиях  в  отношении  детей  независимо  от  того, предпринимаются они  государственными  или  частными  учреждениями, занимающимися   вопросами    социального    обеспечения,    судами, административными  или  законодательными  органами,  первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В силу ст. 4 Конвенции  о  правах  ребенка  на  государство  и органы опеки и попечительства возложены обязанности  принимать  все меры для защиты прав ребенка.  Данной  норме  корреспондирует  п. 1 ст. 78 СК РФ, согласно  которому  при  рассмотрении  судом  споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен  иск  в  защиту  интересов  ребенка,  должен   быть привлечен орган опеки и попечительства. Закон предусматривает участие органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в  качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного  органа, компетентного дать заключение по существу спора (п. 1 ст. 34 ГК РФ, ч. 1  ст. 6  Федерального  закона  от  24  апреля  2008 г.  N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием  детей,  в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в  деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов  ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который  обязан провести  обследование  условий  жизни  ребенка   и   лица   (лиц), претендующего на его  воспитание,  а  также  представить  суду  акт обследования и основанное на  нем  заключение  по  существу  спора, подлежащее оценке  в  совокупности  со  всеми  собранными  по  делу доказательствами (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ  от 27 мая  1998 г.  N 10  «О применении  судами  законодательства  при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).

По данному делу одним  из  юридически  значимых  и  подлежащих доказыванию с учетом подлежащих применению норм материального права является выяснение вопроса о том, проживание с  кем  из  родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать  интересам ребенка.   Именно исходя из  интересов  ребенка  суд  должен решить вопрос об определении места жительства ребенка.

В силу ст.57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Какие основные доказательства могут сформировать убеждение суда о необходимости установления места жительства несовершеннолетнего с отцом?

1. Мнение самого ребенка, который изъявил желание проживать с отцом
  2. Заключение специалиста психолога, заключение эксперта согласно которого проживание с отцом соответствует наилучшим интересам ребенка
  3. Заключение органа опеки и попечительства о возможности установления места жительства с отцом
  4. Иные доказательства исходя из конкретной ситуации

Таким образом установление места жительства несовершеннолетнего с отцом возможно при наличии вышеуказанных фактов и доказательств.

Данная статья является мнением автора, исходя из собственной практики по аналогичным делам.

У Вас аналогичная ситуация? Нужна помощь адвоката? Записаться на консультацию к адвокату Вы можете в разделе «Контакты», ознакомиться с практикой адвоката в разделе «Практика-семейные дела».

Адвокат Тарасов Максим Олегович

с.т. 8-994-006-05-05